Элизабет Тейлор первая позволила себе быть не только актрисой, но и просто красавицей
24 марта 2011 года
Голливудская звезда Элизабет Тейлор, скончавшаяся в среду на 80-м году жизни, всей своей биографией доказала, что бурные скандальные романы карьере не помеха, тем более в кино, считает кинокритик Екатерина Тарханова.
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
На экране Элизабет впервые появилась в 19-летнем возрасте в фильме "Каждую минуту рождается человек" (There's One Born Every Minute, 1942) Гарольда Янга.
"После этой картины был фильм "Лэсси", дальше она славно перешла к девичьим образам, самым значительным из которых была роль в фильме "Место под солнцем" Джорджа Стивенса по роману "Американская трагедия" Теодора Драйзера. Едва ей минуло 17 лет, завязался роман с миллиардером, ставший сенсацией года. А вскоре грянуло замужество с владельцем многочисленных отелей Ником Хилтоном. Через несколько месяцев начались скандалы, шумы и ссоры, которые стали достоянием общественности. Последовал развод и новый брак", - рассказала Тарханова.
От второго мужа, британского актера Майкла Уилдинга (Michael Wilding), она родила двух детей.
"И кто бы знает, как сложилась ее дальнейшая жизнь, если бы не ее третье романтическое увлечение - кинопродюсер Майкл Тодд", - рассказала Тарханова.
Тейлор ушла к Тодду (Michael Todd), а тот погиб в авиакатастрофе - как раз когда Элизабет снималась в "Кошке на раскаленной крыше" (Cat Cat on a Hot Tin Roof, 1958). Затем Тейлор увела певца и актера Эдди Фишера (Eddie Fisher) у собственной подруги Дебби Рейнолдс (Debbie Reynolds). Но скандальный развод не сказался на ее карьере - в отличие от Ингрид Бергман, которой примерно в те же годы роман с женатым стоил Голливуда.
Многие критики, отметила Тарханова, утверждали, что бурные романы Тейлор мешали ее творческой карьере, но на самом деле "они, наоборот, создавали ей дополнительную рекламу".
"Был фильм "Гигант", где Тейлор играет жену нефтяного магната и оказывается в любовном треугольнике между героями Рока Хадсона и Джеймса Дина", - привела пример собеседница агентства.
"КЛЕОПАТРА" И БАРТОН
С главным героем своего романа, британским актером Ричардом Бартоном (Richard Burton), Элизабет познакомилась на съемках "Клеопатры" (Cleopatra, 1963) - фильма, едва не обанкротившего студию "XX век Фокс" в процессе съемок и провалившегося в прокате.
"Фильм "Клеопатра" остался в истории Голливуда как один из самых провальных проектов, но мода на глаза, подведенные в стиле Тейлор-Клеопатры, жила очень долго и периодически всплывает до сих пор", - отметил кинокритик Антон Долин.
Самой Тейлор проект принес неслыханный прежде гонорар в миллион долларов и дважды мужа: они с Бартоном поженились в 1964 году, десять лет спустя развелись, через год вновь сочетались браком и еще через год расстались окончательно. В прошлом году пошли разговоры о том, что про их отношения снимут фильм, где роль Тейлор сыграет либо Анджелина Джоли, либо Кэтрин Зета-Джонс. Драгоценности, которые Бартон дарил своей супруге, составили основу великолепной коллекции, не раз гастролировавшей по ведущим музеям мира.
Критики писали, что Тейлор сделала Бартона звездой, а Бартон сделал Тейлор актрисой. Ее главные роли - в фильмах "Кто боится Вирджинии Вульф" (Who's Afraid of Virginia Woolf, 1966), "Укрощение строптивой" (The Taming of the Shrew, 1967) Дзеффирелли, "Доктор Фауст" (Doctor Faustus, 1967), - сыграны в дуэте с Бартоном. За "Кто боится Вирджинии Вульф" актриса получила второго "Оскара"; первый достался ей за "Баттерфилд 8" (Butterfield 8, 1960).
"Элизабет Тейлор победила всех критиков, которые сомневались в ее способностях с самого начала карьеры, и первой из голливудских звезд позволила себе быть в большей степени красивой женщиной, чем актрисой, и привлекать своей личной жизнью больше внимания, чем своими профессиональными заслугами", - утверждает Долин.
"Она, несомненно, была звездой до кончиков пальцев. Романтичная жизнь, замужества, опоздания, капризы, расточительство - все, что очаровывает публику. Но не было бы очарования без чувственности, замечательного таланта и исключительно благородного, богатого, полного сил и противоречий темперамента. Она была последней звездой романтического кино, но в то же время - благородной женщиной, которая могла гениально совмещать жизнь и кино в каждую секунду своего существования" - считает министр культуры Франции Фредерик Миттеран, который был лично знаком с актрисой.
ФИНАЛ
В 1976 году Тейлор снялась в "Синей птице" Джорджа Кьюкора (George Cukor) - экранизации Метерлинка, которая стала первой в истории советско-голливудской копродукцией.
Последнюю значительную роль она сыграла в ленте по Агате Кристи "Зеркало треснуло" (The Mirror Crack'd, 1980). После этого она несколько раз мелькала в эпизодах и в телефильмах, а в самый последний раз появилась на экране в телефильме "Старые клячи по-американски" (These Old Broads, 2001), где сыграла вместе с Ширли Маклейн и лишившейся когда-то мужа по ее вине Дебби Рейнолдс.
"До самых последних дней своей жизни она оставалась человеком, безусловно, одаренным и являвшимся памятником прошлому Голливуду, который, к сожалению, давно уже ушел в историю", - убежден киновед Кирилл Разлогов.
Он сравнивает Тейлор с Нонной Мордюковой, "которая, в свою очередь,была памятником советского кино".
Уйдя из кино, звезда сконцентрировалась на благотворительности, которой занималась вместе с Майклом Джексоном. Это, по словам Долина, "позволило ей остаться на первых полосах в том возрасте, в котором голливудские актрисы обычно уходят на пенсию". Тейлор долгие годы возглавляла фонд по борьбе со СПИДом. Кроме того, она выпускала под собственной маркой духи.
Ее последним, восьмым мужем стал строитель и дальнобойщик Ларри Фортенски (Larry Fortensky), который был на 20 лет моложе супруги. Их брак продлился с 1990 по 1995 год.
В 1987 году Тейлор получила французский орден Почетного легиона, в 2000 году - орден Британской империи.
Тейлор стала одной из первых звезд, открыто признавших свои проблемы с наркотиками, а затем и со здоровьем: она лечилась от алкогольной зависимости, рака и аритмии, ей заменили оба тазобедренных сустава, а после смерти Майкла Джексона, ставшего ей близким другом, актриса перенесла операцию на сердце.
В феврале 2011 года она попала в больницу в Лос-Анджелесе с признаками сердечной недостаточности, которая и привела к ее смерти.